Сигналы бедствия

Сигналы бедствия: Способы подачи сигнала о помощи

Portrait of serious middle eastern man in desert at sunset. Sepia toned

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры

Самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время.

Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки.

Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен.

Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы

Наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Сигнальное зеркало

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Международная кодовая таблица

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками.

Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности.

Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

  • «Вас вижу» — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
  • «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
  • «Идите в указанном направлении» — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
  • «Вас понял» — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
  • «Вас не понял» — полет «змейкой» или две красные ракеты.
  • «Обозначьте направление посадки и место приземления» — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы

Используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

  • а — «Место, где прошли»;
  • б — «Повернуть налево»;
  • в — «Повернуть направо»;
  • г — «Осторожно, опасно!»

Источник: https://lastday.club/signalyi-bedstviya/

Сигналы бедствия — международные сигналы бедствия, правильная подача сигналов бедствия | Интернет проект Я выживу

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.

Подача сигналов бедствия

Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)

Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов,  а также близко проходящих судов.

Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д.

Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении. 

Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

Расшифровка сигналов бедствия:

1 — нужен врач

2 — необходимы медикаменты

3 — не можем дальше двигаться

4 — Необходима вода и еда

5 — Необходимо оружие и боеприпасы

6 — Необходимы карта и компас

7 — Нужа сигнальная лампа и батареи

8 — Укажите направление к спасению

9 — Мы двигаемся в этом направлении

10 — Пробуем взлететь

11 — Самолет поврежден

12 — Здесь безопасная посадка

13 — Необходимо масло и пища

14 — Все в норме

15 — Нет

16 — Да

17 — Не понял

18 — Необходим инженер

19 — мы нашли всех людей

20 — Судно повреждено

Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.

Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга.

Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех.

Ведь ждать возможно придется довольно долго.

Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.

Звуковые сигналы подаются аналогично световым — 6 сигналов в минуту.

Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:

— Международный сигнал бедствия — «Мэйдэй, Мэйдэй»

— Позывной, если есть

— Местонахождение

— Количество людей в группе

— Координаты посадки

— Запрос о медицинской помощи, если необходимо

Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.

Источник: http://i-survive.ru/signali-bedstviya.html

Способы подачи знаков и сигналов бедствия

25 Ноя

При попадании в экстремальную ситуацию все предписания единогласно гласят о том, что нельзя покидать место, в котором оказался человек, и о необходимости подавать знаки бедствия. Так как бывают различные экстремальные ситуации, то и количество существующих сигналов SOS очень велико.

Следует знать, что при попадании в сложную обстановку, будь то обрушение здания, сход лавины, ураган, оползень и так далее, не рекомендуется самостоятельно покидать место заточения или район нахождения. Если есть шанс получить помощь, сразу после анализа обстановки следует начать подавать знаки бедствия.

Спецсредства для подачи сигналов бедствия

  1. Приемопередатчик – с его помощью можно отправлять сигналы и получать их.
  2. Радиомаяк – отправляет сигналы на аварийную частоту.

  3. Радиостанция – может принимать или передавать сигнал на несколько км (в зависимости от мощности и рельефа местности: дальше всего сигнал проходит над морской гладью и над равниной, менее всего в горах).

  4. Зеркало – им можно пускать блики и солнечные «зайчики», которые заметны на очень большом расстоянии.
  5. Фонарик, зажигалка или любой источник света – используется для подачи светового сигнала бедствия, можно подавать сигналы Азбукой Морзе.

  6. Морской маркер – специальное вещество, которое при контакте с водой окрашивает ее в яркий цвет.
  7. Сигнальная ракета – видна на очень большом расстоянии, так как взрывается на высоте, что крайне важно, если люди попали в ЧС в горной местности.

  8. Сигнальный факел – дает достаточно яркий свет, чтобы его заметили с большого расстояния.
  9. Свисток – подает звуковой сигнал, слышимый на достаточном расстоянии (в замкнутом пространстве эффект усиливается).

Если человек попал в чрезвычайную ситуацию не имея этих приспособлений, то он может подавать знаки бедствия другими способами.

Подача сигналов бедствия без спецсредств

В случае отсутствия необходимого снаряжения можно всегда прибегнуть к подручным средствам. Здесь особенно важно нестандартное мышление, однако существует «костяк» определенных рекомендаций, поэтому стоит рассмотреть варианты, проверенные временем.

Огненные сигналы бедствия

Подобные сигналы следует подавать либо вечером при сумерках, либо ночью. Для этого необходимо собрать большой костер из сухих веток или подпалить высокое дерево.

Такой сигнал с большого расстояния будет виден достаточно долго, чтобы его обнаружили. Процесс поджога можно облегчить, если подыскать ствол с дуплом.

Главное помнить, что следует выбирать одинокое дерево, дабы не устроить пожар.

Дымовые сигналы бедствия

Сигналы с помощью дыма наиболее эффективны с утра и до самого вечера. Смог может подниматься очень высоко, и поэтому заметен с высоты. Стоит помнить, что желаемый цвет дыма должен максимально выделяться из окружающей среды. Например, ясным днем виднее черный дым (шины, резина), вечером – белый (зеленые листья, мох и сырые поленья).

Световые сигналы бедствия

Даже если под рукой нет зеркала, можно воспользоваться любой полированной поверхностью (стекло, металл). Солнечный «зайчик» в ясную погоду можно увидеть за 60 км на обычной местности, а в пустыне – на 160 км. Важно помнить, что свет нельзя направлять в кабину автомобиля или вертолета более чем 2-3 секунды, иначе возникает риск ослепить водителяпилота.

Теневые сигналы бедствия

При должной сноровке такие знаки могут быть достаточно эффективны – они используются преимущественно в удаленных районах. Плюсом является самодостаточность метода – сооруженная на совесть конструкция больше не будет занимать время создателя. Чем прочнее и заметнее она будет, тем лучше, главное – подобрать наиболее открытое место.

Таблица сигналов бедствия

Сигналы SOS летательным аппаратам

Подавая знаки бедствия летательным аппаратам, нужно представить, как это будет выглядеть с воздуха. Необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность сигнала:

  • объем и размер;
  • пропорции (особенно важно при выкладывании букв);
  • прямые углы и ломаные линии (в природе встречаются редко);
  • контрастность;
  • обводка камнями или грунтом (добавит эффект теневого сигнала);
  • расположение (максимальная видимость со всех сторон);
  • значение (сигнал бедствия должен быть интуитивно понятен).

Внезапно появившемуся вертолету или низколетящему самолету есть смысл подавать сигналы бедствия руками. Если пилот поймет жесты, то качнет крылом, либо включит зеленые огни. Если же летчик не разберет значение знаков, то скорей всего, он зайдет на второй круг.

Международные знаки бедствия на море

Шторм, буря или чрезвычайное происшествие может поставить жизни экипажа судна под угрозу, если им не будет оказана сторонняя поддержка. Для этого жизненно важно передать сигнал о помощи, который может привлечь внимание береговых служб или проходящих кораблей. Таковыми являются:

  • оранжевая дымовая шашка;
  • открытый источник пламени на корабле;
  • поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  • фальшфейер красного огня;
  • флаг свода международных сигналов November Charlie (NC);
  • государственный флаг, перевернутый вверх ногами;
  • флаг квадратного вида с шаром внизу или вверху;
  • непрерывный звук оборудования для подачи туманных сигналов;
  • парашютная ракета красного цвета.

Таблица жестов бедствия

Международные радиосигналы бедствия

Подача сигнала бедствия посредством радио осуществляется путем троекратного повторения кодового слова:

1) Mayday (Мэйдэй) – сокращенная вариация французской фразы venez m’aider m’aidez (придите мне на помощь, помогите мне), используется при очень серьезной опасности;

2) SOS (СОС) – английская аббревиатура save our souls (спасите наши души);

3) Pan-Pan (Пэн-Пэн) – производная от французского слова panne (поломка), применяется при менее серьезной опасности.

Читайте также:  Простые методы, как построить плот своими руками

Важно осознавать, что главное спецсредство для подачи сигналов бедствия – острый ум и смекалка. Когда речь заходит о выживании, неординарное мышление и развитая фантазия сослужат неоценимую службу.

К примеру, многие люди используют в качестве опознавательного знака воздушного змея, сооруженного в кустарных условиях.

Но в любом случае, рецепт достаточно прост – способ подачи сигнала бедствия должен быть минимально затратным и максимально заметным.

Источник: https://avtonomsurvival.ru/vyzhivanie/signal_o_pomoshchi_sos

Сигналы бедствия

Выбранный для просмотра документ Сигналы бедствия — Громобоев.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Презентацию подготовил: Преподаватель – организатор ОБЖ МОАУ СОШ №4 Громобоев Виталий Юрьевич

2 слайд Описание слайда:

Цель: определите первоначальную цель или цели проекта Приведите список основных показателей (критериев для измерения успеха) Фактически: расскажите, какие изменения произошли в отношении целей в действительности Перечислите улучшения по сравнению с показателями Выполнение по сравнению с целями Розыск людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, нередко затрудняется тем, что его приходится вести на значительной территории. Поэтому терпящие бедствие люди должны использовать любые имеющиеся средства для подачи сигнала, обозначающего их местонахождение. Сигналы бедствия

3 слайд Описание слайда:

Выполнение по сравнению с расписанием Запланировано: расскажите о первоначальном расписании выполнения проекта Перечислите ключевые этапы Фактически: определите, что произошло в действительности по сравнению с планом Перечислите расхождения реальных сроков с намеченными датами (x недель позже, x месяцев раньше и т. д.)

4 слайд Описание слайда:

Азбука МОРЗЕ

5 слайд Описание слайда:

Комбинированный сигнальный патрон ПСНД Он рассчитан на использование как днем (дает на 30 сек. Густой ярко оранжевый дым), так и ночью (горит ярко малиновым пламенем).

Чтобы подать сигнал, надо отвинтить предохранительный колпачок и вывернуть запальный шнур, держа патрон под углом 45 градусов к линии тела. На колпачке «ночной» есть заметное на ощупь углубление.

На открытой местности такой сигнал можно увидеть на расстоянии 10 -12 км.

6 слайд 7 слайд Описание слайда:

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое вы можете изготовить самостоятельно. Сигнальное зеркало

8 слайд Описание слайда:

Сигнальное зеркало С самолета, летящего на высоте 1-1,5 км. «солнечный зайчик» может быть виден с расстояния до 25 км.

9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд Описание слайда:

Сигнальный костёр В дневное время – дымовой В ночное время — пламенный 10 – 15 м Дымом костра издавна пользовались как средством о помощи. И в наши дни костер остается одним из эффективных средств аварийной сигнализации.

Чтобы подать сигнал сразу же при появлении в пределах видимости самолета или вертолета, топливо для костра должно быть готово заранее.

Чтобы дым был чернее и гуще, в костер, после того как он загорелся добавляют свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох.

13 слайд 14 слайд 15 слайд Описание слайда:

Подручными средствами Звуковые сигналы (крик, свист) Периодичность 6 раз в минуту с минутной паузой На возвышенных местах (сопки, холмы, деревья)

16 слайд Описание слайда:

Международные сигналы бедствия Любым ярким материалом

17 слайд Описание слайда:

Международные сигналы бедствия Размеры знака 0.5-3-6 метров

18 слайд Описание слайда:

Нужен врач Нужны медикаменты Нужны пища и вода Все в порядке Нужны карта и компас Не понял Сигналы международного кода

19 слайд Описание слайда:

К Укажите направление следования Здесь возможна посадка N Нет Y Да Требуется топливо Х Не имеем возможности к передвижению Сигналы международного кода

20 слайд Описание слайда:

Требуется оружие и боеприпасы Нужна сигнальная лампа с батареей и радиостанцией Следую в этом направлении Пытаемся взлететь Судно серьезно повреждено W Требуется механик Сигналы международного кода

21 слайд Описание слайда:

Х Х Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу N N Ничего не обнаружено, продолжаем поиск Мы нашли несколько людей Мы нашли всех людей Сигналы международного кода

22 слайд Описание слайда:

Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении Судно находится в этом направлении Операция закончена Сигналы международного кода

23 слайд

Курс повышения квалификации

Оказание первой помощи детям и взрослым

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=64285

Сигналы бедствия

В настоящее время существует немало специальных технических средств и систем подачи и приема сигналов бедствия.

Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС—САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические системы.

Широкое распространение получили различные пиротехнические сигнальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ракеты.

Однако в ситуации вынужденного автономного существования вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому мы рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые пространства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности.

Следует не забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 152). Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета.

Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

Способы оборудования сигнальных костров показаны на рис. 153.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии (рис. 154). Этот вариант можно использовать в случае, если у потерпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют.

В крайнем случае можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые действия или имеются свободные люди. У каждого костра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды.

Следует помнить, что готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них надо расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры.

На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо расположить на настилах из бревен (рис. 155).

Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками (рис. 156).

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. При этом они видны на расстоянии до 80 км.

Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен.

В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хороший эффект для обнаружения местоположения дает использование сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, с расстояния 20 — 25 км.

Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из металлической пластины, отполировав ее с двух сторон. Дальность обнаружения сигнала будет зависеть от степени полировки поверхностей. В центре пластины надо сделать отверстие диаметром 5 — 7 мм. Через отверстие пластины надо наблюдать за появившимся самолетом (рис. 157).

После этого, не теряя из виду объект, следует поворачивать зеркало к солнцу. Найдя появившийся на лице или одежде солнечный луч (световой блик), надо, поворачивая зеркало, совместить отражение его на обратной стороне зеркала с отверстием.

В положении, когда отраженный солнечный блик совместится с отверстием зеркала, световой сигнал направлен на самолет. Подача сигналов таким образом — занятие сложное и требует предварительной тренировки.

Даже не видя и не слыша самолета, можно периодически пробегать световым «зайчиком» вдоль линии горизонта.

В качестве отражающей поверхности можно использовать имеющиеся под рукой отражающие материалы — жесть, металличе-

скую фольгу (в том числе и обертку от шоколада), обычное карманное зеркало. Если у пострадавших имеется достаточный запас фольги, то ее куски можно развесить на ветках дерева.

Отражая солнечные лучи под разными углами, они будут издалека привлекать внимание спасателей. С этой же целью можно разложить куски фольги по склону холма.

Фольгу перед этим надо слегка помять, создавая множество отражающих плоскостей, расположенных под разными углами.

Спасателями разработана и используется Международная кодовая таблица (рис. 158).

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками.

Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадавших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности.

Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его (перевернутый) рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником. Примеры оборудования знаков приведены на рис. 159.

При значительном снижении самолета можно подать знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации (рис. 160).

Ответы с воздушного судна могут быть следующими (рис. 161): Вас вижу — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

Идите в указанном направлении — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

Вас понял — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение

посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

Вас не понял — полет «змейкой» или две красных ракеты.

Обозначьте направление посадки и место приземления — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы (рис. 162). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь.

При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором пострадавшие ушли. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Источник: http://survinat.ru/2011/10/signaly-bedstviya-2/

Подача сигналов бедствия

Если группа туристов (человек) попали в нештатную ситуацию, сбились с пути и не могут самостоятельно выйти к людям, обнаружить такую группу в любой местности, даже при хорошей видимости представляет определенную сложность. Поэтому чтобы обозначить свое местопребывание, необходимо подать сигнал бедствия. Главная цель подачи сигнала бедствия — указать точное месторасположение группы (человека), терпящей бедствие для оказания помощи.

Все средства подачи сигналов бедствия можно разделить на специальные (табельные) и подручные.

Табельные средства в обязательном порядке входят в перечень необходимого обеспечения на транспортных средствах. Подручные средства можно изготовить самостоятельно из имеющегося вокруг материала.

Также все средства сигнализации можно разделить по принципу передачи сигнала: звуковые, визуальные и радиосигналы.

К табельным средствам передачи сигнала бедствия относят сигнал SOS (… — … ), который был принят Международной конвенцией в Берлине 3 ноября 1906 г и является международным сигналом о помощи.

Для его подачи группе, терпящей бедствие, необходимо иметь радиопередатчик и знать основы азбуки Морзе. Сигнал передается на «частотах бедствия» — 500 и 2182 кГц каждый час в течение 6 минут (на 15-й и 45-й минутах). К специальным пиротехническим средствам относят сигнальные ракеты, шашки и т.

Читайте также:  Правильная сборка и укладка походного рюкзака

д. Они входят в табель транспортных средств, также туристы могут брать эти средства в путешествие.

Сигнальное зеркало (гелиограф) является еще одним специальным средством подачи сигнала бедствия. Инженеры подсчитали, что яркость светового сигнального «зайчика» составляет без малого 7 миллионов свечей.

Вспышка сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета на расстоянии в 20—25 километров, а в некоторых случаях до 40 километров.

Сигнальным зеркалом можно давать аварийный сигнал не только днем, но и ночью в полнолуние и даже в туманной дымке.

Подавать световой сигнал зеркалом имеет смысл, не только непосредственно заметив самолет или судно, но и на всякий звук, напоминающий гул мотора. Рекомендуется постоянно мониторить горизонт с помощью сигнального зеркала, для чего можно назначить дежурных.

В отечественных спасательных комплектах наиболее распространены два типа зеркал.

Сигнальное зеркало с целиком представляет собой металлическую пластину, отполированную с одной стороны до зеркального блеска. В центре пластины находится круглое, чуть больше спичечной головки, отверстие.

Через это отверстие и отверстие в удерживаемом с наружной стороны зеркала целике следите за движением интересующего вас объекта (самолета, судна, человека). Одновременно поймайте отраженный от поверхности зеркала «зайчик» на целик.

На нем же (целике) найдите тень от крестообразной насечки, нанесенной на рабочей поверхности зеркала. Совместите центр насечки с отверстием на целике и продолжайте следить за объектом.

Двойное сигнальное зеркало состоит из двух соединенных друг с другом с помощью небольших петель зеркальной и матовой створок.

Размер наиболее часто используемого в индивидуальных аварийных комплектах малого сигнального зеркала составляет 5 x 8 см. Принято считать, что дальность обнаружения его сигнала может достигать 14 км.

Большое сигнальное зеркало может быть замечено на расстоянии, превышающем 30 км.

Чтобы подать сигнал, раскройте створки до упора (примерно под углом 60-70°) и через отверстие, проделанное в центре зеркала, следите за целью. Видимое с обратной стороны зеркала солнечное пятно, упавшее на матовую створку, совместите с отверстием. Следите за движущейся целью, непрерывно совмещая пятно с отверстием.

Если в аварийном комплекте имеется сигнальное зеркало, то необходимо заранее научиться им пользоваться и потренироваться, чтобы в момент, когда в нем возникнет реальная необходимость, беспрепятственно передать сигнал бедствия.

При отсутствии рации, пиротехнических средств и других табельных средств подачи сигнала остаются простые, но вместе с тем достаточно надежные средства.

Сигнальный костер. Ярко горящий в ночи костер пилот пролетающего самолета или вертолета может заметить за 20 км, при наблюдении с земли костер виден за 8 км. Таким образом, костер является очень эффективным средством привлечения внимания, особенно если идут поиски пропавших.

Сигнальный костер устраивают на хорошо просматриваемой местности (возвышенности, полянке, береге реки).

Для усиления эффекта можно приготовить несколько костров, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры.

Например, три костра, расположенные друг от друга в трехстах метрах и образующие треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия.

Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м, в таком случае они хорошо будут просматриваться с высоты. Возле каждого кострища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит.

Пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена.

Во время сильного снегопада или дождя кострище и запасные дрова нужно защищать от намокания, накрыв куском полиэтилена, непромокаемой тканью или толстым слоем елового лапника.

В непосредственной близости от кострищ необходимо оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где круглые сутки поддерживается огонь в небольшом запальном костре. Сигнальный костер поджигается, когда в поле видимости появляется самолет, вертолет или другое транспортное средство.

При устройстве сигнального костра в дождливую, ненастную погоду его лучше сделать двухъярусным.

На нижнем ярусе на высоком дровяном настиле приготовить растопку и сухие поленья, а верхний, который должен образовать влагозащитную крышу, выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями.

При необходимости растопка поджигается и, в свою очередь, поджигает «крышу». На переувлажненной почве, тем более на болоте, необходимо соорудить высокий помост, изолирующий топливо костра от влаги. Особенно хорошо заметны костры, расположенные на плотах посреди водоема.

Для того чтобы бревна плотов не загорелись, их сверху закладывают камнями или делают подушку из земли или песка. В густом лесу, где почти отсутствуют свободные от деревьев и кустарника пространства, такой способ костровой сигнализации бывает единственно возможным.

Чтобы костер было лучше видно, его можно делать прерывистым -закрывать и открывать. В качестве сигнального костра можно использовать отдельно стоящее дерево. Выбирается сухое, желательно хвойное дерево и обкладывается у основания сухими ветками, в момент прохождения самолета растопка поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощный, далеко заметный световой факел.

Сигнальный костер бывает дымовым. Белый клубящийся дым хорошо заметен в ясную погоду. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасываются сырые ветки, мох, трава.

Темный дым лучше виден в пасмурную погоду — в огонь добавляются куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, промасленные тряпки.

В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал — белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.

Свеча. Даже элементарная свечка может послужить в качестве сигнального средства. Свет свечи лучше всего различим, когда она горит внутри тканевого (особенно если ткань светлых тонов) или блочного снежного убежища.

Просачиваясь сквозь микроскопические отверстия в материале или сквозь снег, особенно в местах стыков снежных блоков, свет заставляет стены убежища ярко светиться в темноте.

Такие освещенные изнутри снежные убежища или палатки видны значительно дальше, чем просто зажженная на улице свеча.

Если внутри палатки или иглу зажечь три или четыре свечи одновременно, то предел обнаружения светового сигнала в ясную погоду при наблюдении с воздуха может возрасти до нескольких километров.

Для подачи светового сигнала бедствия из снежных убежищ закрытого типа (пещер, нор), которые сооружаются внутри сугробов и потому просвечивают слабо, в их стенах или потолке можно прорезать световое «окно» любой требуемой формы (например, в виде сигнала SOS).

Свечу можно использовать и снаружи, установив на возвышенном месте внутри большого, свернутого «кульком», полиэтиленового мешка, расправленного на 4—6 составленных пирамидой жердях. Полиэтилен защищает свечи от ветра и осадков и за счет отражения света усиливает световой сигнал.

Свечу можно устанавливать внутри пластиковой бутыли, предварительно обрезав ее горловину и сделав несколько отверстий у основания для притока воздуха.

Такую самодельную лампу можно привязать к длинному шесту и закрепить на вершине дерева, высоко подняв над уровнем леса, сделав тем самым свое местопребывание более заметным.

Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из отполированной с двух сторон до зеркального блеска металлической пластины размером с книгу среднего формата. Чем лучше отполирована рабочая поверхность зеркала, тем дальше виден световой сигнал. В центре пластины пробейте круглое диаметром 5-7 мм отверстие. Взяв зеркало, как показано на рис.

36, через отверстие наблюдайте за самолетом (судном). Не теряя объект слежения, поворачивайте зеркало к солнцу. Найдите световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде. Зеркальное отражение блика на обратной поверхности зеркала совмещайте с отверстием.

При совпадении отверстия с отраженным бликом световой сигнал направлен на самолет.

Международная кодовая таблица. Сигналы международной кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах — на склонах холмов, полянах. Размеры выложенных знаков должны укладываться в международный стандарт: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками, но в любом случае не меньше 2,5 м.

Сигнал выкладывают из подручных средств: разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней, из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря — из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.

Можно знаки кодовой таблицы выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину.

Можно развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

На снегу сигнал «рисуется» с помощью золы от прогоревшего костра (лапником) или вытаптывается. В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак «работает» два раза в сутки — утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной жестовой сигнализации.

Если вы забыли, как расшифровываются знаки из международной кодовой таблицы, то можно выложить на земле сигнал SOS.

Нужно помнить, что сигнализация должна быть разнообразной и многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру.

Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Люди должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно.

Для этого надо надеть яркую, лучше оранжевую, а в степи белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место и размахивать над головой яркими кусками ткани а ночью — факелом или фонариком.

    1311      

Поддержите проект Рыбалке.нет, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

Источник: http://rybalke.net/podacha-signalov-bedstviya

Сигналы бедствия

     Сигнальные костры — это самый простой и наиболее доступный способ подачи сигналов, который используется ещё в глубокой древности и актуален по сей день! Для начала необходимо выбрать наиболее удобное место для сигнальных костров, которое хорошо просматривается как с земли, так и с воздуха. Для этого наиболее подходят большие поляны или широкие просеки, места находящиеся на возвышенности, недалеко от лагеря пострадавших.

     Для наилучшего привлечения внимание поисково-спасательных групп, следует разводить несколько костров. Обычно это три костра, расположенные на одной линии или по углам равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, зжжённых в форме буквы «Т», говорят о том, что это место, пригодно для посадки самолета или вертолета.

Расстояние между сигнал.ными кострами должно быть приблизительно 30-50 метров. Подготавливать костры необходимо незамедлительно после того как произведены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. Необходимо создать запас растопки и горючего материала, по возможности укрытых от воздействий окружающей среды.

Если почва очень сырая, то костры необходимо разместить на бревенчатых, досчатых или иных настилах. Для быстрой подачи сигналов спасателям, необходимо поставить «часовых», которые будут наблюдать за небольшими «запальными» кострами. Ночью необходим яркий костер из сухого горючего материала. Такой костер спасатели способны увидеть с воздуха на расстоянии до 20 км., а с земли, до 10 км.

, поэтому необходимо добиться большего пламени, высоко поднимающегося над поверхностью земли.

     Дымовые сигналы использовались ещё в глубокой древности. Наиболее эффективны в ясные и безветренные дни.

Для получения большого количества дыма в огонь необходимо подбрасывать сырые ветки, листья, траву.

В зимнее время и в ненастную погоду хорошо просматривается черный дым, который можно получить при сожжении резины, пластика или смазочных материалов (к примеру, моторное или трансмиссионное масло).

     Сигнальное зеркало (гелиограф ) является отличным инструментом для подачи сигнала о своём местоположении. Яркость сигнального «зайчика» в солнечный день, при угле стояния Солнца в 90° около 7 млн свечей.

«Зайчик» такого зеркала виден из самолета, летящего примерно на высоте 1-2 км, с расстояния около 20-25 км. При отсутствии зеркала, можно воспользоваться обыкновенным компакт диском.

Читайте также:  Первая помощь при солнечных ожогах: как помочь обгоревшей коже?

Диск необходимо держать на уровне глаз и, двигая рукой, направляют отраженный солнечный свет на самолёт.

     Международная система сигналов используемая спасателями всего мира.

     Сигналы необходимо выкладывать на хорошо просматриваемых с воздуха местах. Знаки должны быть не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками.

Для того чтобы сигналы были хорошо видны спасателям, желательно использовать контрастные материалы, имеющиеся в распоряжении. При отсутствии контрастных материалов, сигнальный знак можно выкопать, укладывая дерн рядом, тем самым увеличивая ширину знака.

При сильном снижении поискового самолета или верталёта можно подавать международные аварийные жестовые знаки.

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

  1. «Вас вижу» — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
  2. «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
  3. «Идите в указанном направлении» — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
  4. «Вас понял» — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
  5. «Вас не понял» — полет «змейкой» или две красные ракеты.
  6. «Обозначьте направление посадки и место приземления» — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

     Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

     Если необходимо покинуть зону аварии или разбитый лагерь необходимо использовать информационно-указательные сигналы, которые сообщат спасателям направление, в котором ушла группа. По маршруту следования так же необходимо оставлять сигналы в виде зарубок на деревьях, заломов веток по направлению следования…

Варианты подачи информационных сигналов:

а — «Место, где прошли»; б — «Повернуть налево»; в — «Повернуть направо»; г — «Осторожно, опасно!

Международные морские аварийные сигналы

а — сигнал, передаваемый на частоте 2181 кГц (радиотелефон) троекратно:MAY-DAY, MAY-DAY, MAY-DAY; б — сигнал, передаваемый на частоте 500 кГц (радиотелеграф) троекратно SOS, SOS, SOS; в — сигнальная ракета, выбрасывающая поочередно красные звезды, продолжительность горения около 6 сек.; г — парашютная ракета красного цвета, высота 300 м, продолжительность горения 40 сек.

; д — дымовая шашка, оранжевое дымовое облако, продолжительность горения около 3 мин.; е — ракета-граната звуковая выпускаемая звук с интервалом 1 мин.

; ж — непрерывно звучащий туманный сигнал, горн; э — флаги из международного свода сигналов; и — квадратный флаг и шар (или наоборот); к — пламя горящей в бочке жидкости; л — медленное опускание и поднимание рук; м — сигналы, принятые РЛС.

Источник: http://survival-team.ucoz.com/publ/stati_o_vyzhivanii/stati_o_vyzhivanii/signaly_bedstvija/4-1-0-9

Источник: http://www.kiev-survive.com/publ/raznoe/signaly_bedstvija/13-1-0-213

Способы подачи сигналов бедствия. Видеоурок. ОБЖ 6 Класс

На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, – подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.

Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя – это будет сигналом для них о начале поисков.

Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).

Рис. 1. Сигнальная ракета (Источник)

Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Автор азбуки Морзе

Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе – способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.

В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».

Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл – партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.

Рис. 2. Передатчик Морзе (Источник)

Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор.

Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля – Герке».

Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете.

Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер – самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров (Источник)

Что значит сигнал SOS

Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?

В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick – «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger – «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD – «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . .  — — —  . . .

» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов.

Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).

Рис. 4. SOS – сигнал бедствия (Источник)

С тех пор сигнал SOS является общепризнанным международным сигналом о бедствии, на этот крик о помощи должны откликаться все проходящие суда, которые его услышали.

Хорошим сигналом считается дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях.

Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности.

Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым (рис. 5).

Рис. 5. Дым – хороший сигнал (Источник)

Зажигать костер надо, когда услышите звук вертолета или другой спасательной техники. Ночью костер следует поддерживать постоянно. Зимой костры закрывают от снега лапником.

Свисток – весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов. Свист слышно в два-три раза дальше, чем крик. И свистом вы сможете отогнать диких животных.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка, обертка от шоколадки или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов (рис. 6).

Рис. 6. Сигнальное зеркало (Источник)

Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния – на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица сигналов бедствия (рис. 7).

Рис. 7. Международная система подачи сигналов бедствия (Источник)

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах – на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов – не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками.

Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование – они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т. д.

Вы можете снять дерн с земли или протоптать сигнал в снегу.

Бутылочная почта

У многих писателей в книгах о путешествиях описывается то, как люди вылавливали из моря письмо в бутылке. До сих пор иногда используют бутылочную почту.

В пустые бутылки закладываются записки с указанием даты и места и обстоятельств аварии. Бутылки герметизируют и бросают в воду на волю случая. Известно несколько случаев, когда благодаря подобному способу потерпевших бедствие обнаруживали и спасали.

Результативность данного способа аварийного оповещения зависит от количества сброшенных в воду бутылок и их внешнего вида. Последний должен быть как можно более привлекательным, чтобы почтовую бутылку не приняли за бесполезный мусор. Наверное, проще всего этого добиться, если завернуть письмо в несколько денежных купюр, чтобы они просвечивали сквозь стекло (рис. 8).

Рис. 8. Бутылка с посланием (Источник)

Текст сообщения лучше писать простым графитовым карандашом, а не чернильной ручкой, тогда даже при попадании внутрь бутылки воды текст не расплывется и останется читаемым.

Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий философ Теофраст, который примерно в 310 г. до н. э. бросил за Гибралтаром несколько запечатанных сосудов с записками, чтобы доказать, что вода из Атлантического океана поступает в Средиземное море. Спустя несколько месяцев один из сосудов был найден на Сицилии.

С той поры в истории описано множество случаев использования бутылочной почты.

Если нет возможности развести костер, использовать сигнальную ракету или зеркало, при появлении поискового авиасредства надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне.

Обычная ошибка растерявшихся людей, попавших в экстремальную ситуацию, – при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства.

Сигнал – это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов единовременно.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. – 1-е изд. – М: Изд-во АТС, 1996. – 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. – 2012, 209 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 7 на стр. 53. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: Астрель, 2013. – 190 [2] с.: ил.
  2. Какой из сигналов бедствия можно использовать, если оказался зимой в лесу? Почему именно этот сигнал?
  3. * Придумайте, какие предметы подходят для подачи сигналов бедствия. Изобразите эти предметы.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/obzh/6-klass/sposoby-vyzhivaniya-cheloveka-v-usloviyah-avtonomnogo-suschestvovaniya-v-prirodnoy-srede/sposoby-podachi-signalov-bedstviya

Ссылка на основную публикацию